Семейная ипотека всё? Почему банки ставят стоп и как теперь купить квартиру
Кофе остыл, а ипотека перегрелась
Серьезно. Пока мы тут с вами обсуждаем подарки на 14 февраля, банки подкидывают свои сюрпризы. И они совсем не романтичные. Т-Банк и Россельхозбанк (РСХБ) объявили о паузе в выдаче семейной ипотеки. Кто-то скажет: «Ну, бывает, софт обновляют». А я скажу: смотрите глубже. Это не просто технический сбой. Это сигнал. Жирный такой.
Что вообще происходит?
Если коротко: халява кончилась. Совсем. С 1 февраля 2026 года правила игры изменились кардинально. Раньше как было? Есть семья. Муж берет льготную ипотеку на однушку «под сдачу», жена берет на двушку «для жизни». Государство субсидирует, семья богатеет, застройщики открывают шампанское.
Теперь Минфин сказал: «Стоп». Формулировка «одна льготная ипотека в одни руки» теперь читается как «одна ипотека на семью». Вообще. Совсем. Оба супруга теперь обязательные созаемщики. Взяли кредит на мужа? Жена автоматически считается использовавшей свое право. И вот банки, понимая, что сейчас начнется неразбериха с проверками (а кто там у кого муж и кто что брал), нажали на тормоз.
Банк вам не друг. Банк считает деньги
Почему Т-Банк и РСХБ реально остановились?
- Перестройка процессов. Им нужно научиться проверять всю вашу родню, чтобы не выдать лишнего и не получить по шапке от ЦБ.
- Лимиты. Это слово, от которого дергается глаз у любого ипотечного брокера. Государственные деньги на компенсацию ставки 6% не бесконечные. Когда они кончаются, банк просто закрывает краник.
А вот «Уралсиб» поступил хитрее. Они не закрылись, но подняли первоначальный взнос. И это, ребята, тренд. Если у вас нет 30% или даже 50% от стоимости квартиры на руках — на семейную ипотеку можно даже не смотреть. Банкам невыгодно возиться с «нищебродами» (простите, это их логика, не моя), когда рыночная ставка улетела за 25%.
Кейс: Как Лена и Паша «пролетели» на 4 миллиона
История свежая, еще пахнет валерьянкой. Пришли ко мне ребята, Лена и Паша.
Дано:
- Есть 3 млн рублей накоплений.
- Хотели взять две студии в Новой Москве. Одну на Лену, одну на Пашу.
- План: сдавать обе, гасить ипотеку арендой.
Они тянули. Выбирали обои, спорили о районе. «Успеем», — говорил Паша.
Что случилось:
Наступил февраль. Новые правила вступили в силу.
Реальность:
Банк одобрил им только одну семейную ипотеку на двоих. Вторую студию им предложили взять по рыночной ставке. Мы посчитали переплату.
- По семейной (6%) платеж был бы 35 000 руб.
- По рыночной (24%) платеж за такую же студию — 112 000 руб.
Чувствуете разницу?
Итог:
Купили одну квартиру. Деньги на первоначалку для второй остались лежать на вкладе, потому что покупать бетон под 24% годовых — это финансовое самоубийство. Лена плакала. Паша молчал.
Мораль? Если вы думали «обмануть систему» и стать инвестором за счет государства — поезд ушел.
Что делать прямо сейчас?
Не паниковать. Если вы обычная семья, которой просто нужно жилье (одно!), а не инвестиционный портфель, для вас почти ничего не меняется. Кроме одного. Скорость. ВТБ рапортует о росте выдач на 30%. Люди бегут запрыгивать в уходящий поезд.
Если вы планировали покупку:
- Проверьте первоначалку. Если у вас только 20% — ищите еще. Занимайте у родителей, продавайте гараж, но доведите до 30%+. Это повысит шансы на одобрение в разы.
- Забудьте про «подумаю». Лимиты у банков исчерпываются внезапно. Сегодня Сбер выдает, завтра — «приходите в следующем месяце».
- Считайте нагрузку. Даже под 6% ипотека — это долг. А цены на квартиры выросли так, что даже льготный платеж кусается.
И главное. Не ведитесь на заголовки «Ипотека всё!». Она не всё. Она просто стала дороже, сложнее и только для тех, кому реально надо. А Т-Банк и РСХБ? Вернутся через неделю. Куда они денутся.
Начать следить за финансами