Цифровой рубль: почему бабушке выгодно, а вам — не факт. Честный разбор
Сижу вот, пью кофе, читаю новости от ЦБ. Регулятор наш решил зайти с козырей и объясняет суть цифрового рубля на примере бабушек и внуков. Мол, Марь Иванна, хотите перевести внучку денежку на шоколадку? С цифровым рублем — ноль комиссии. Хоть сто раз на дню переводите. И ведь не поспоришь. Удобно.
Но мы же с вами не в сказке живем. Если где-то убыло (комиссии нет), значит, где-то должно прибыть. Или наоборот. Давайте разбираться без умных слов про «эмиссию» и «блокчейн», а на пальцах.
Что это вообще такое?
Представьте, что у вас есть наличка в кошельке. Есть деньги на карте (безнал). А теперь появился третий карман. Виртуальный. Это и есть цифровой кошелек.
Фишка в том, что этот кошелек лежит не в Сбере, не в Т-Банке и не в Альфе. Он лежит прямо в Центробанке. А привычные нам банки — это просто «окна», через которые вы в этот кошелек заглядываете. Зайдете через приложение ВТБ — увидите 1000 рублей. Зайдете через Сбер — там та же тысяча. Кошелек-то один.
Халява, сэр?
Главный пряник, которым нас заманивают — переводы. Бесплатно. Любые суммы (в пределах остатка). Никаких тебе «стягиваний» или комиссий за то, что перевел в другой регион.
Для бабушки, которая шлет внуку 500 рублей, это реально круто. Банки-то любят отщипнуть свой процент, если лимиты превысил или не туда нажал. Тут всё чисто.
А теперь про «но»
И вот тут начинается самое интересное. То, о чем в рекламных буклетах пишут мелким шрифтом или не пишут вообще.
- Ваши деньги не работают. Лежат у вас 100 000 рублей на накопительном счете? Капает какой-никакой процент. Лежат на карте? Часто тоже копейка падает. А на цифровом кошельке — тишина. Процентов нет. Вообще. Ноль.
- Прощай, кэшбэк. Привыкли получать 1%, 5% или категории выбирать? Забудьте. Оплата цифровым рублем — это как оплата наличкой. Банку невыгодно вам платить, он на этом ничего не зарабатывает (комиссия для магазинов там мизерная — 0,3%).
Кейс: Как я чуть не «сэкономила»
Давайте на примере. Недавно считали с клиенткой, назовем её Ольга. Она загорелась идеей перевести все расходы на цифру. Мол, современно же! Мы сели и посчитали:
- Ольга тратит в месяц по карте 60 000 рублей.
- Средний кэшбэк у нее — 1,5% (где-то продукты, где-то такси).
- Итого: 900 рублей в месяц возвращается живыми деньгами.
Если она перейдет на цифровой рубль, она сэкономит... ну, может, 50 рублей на переводах подругам. А потеряет 900 рублей кэшбэка. Плюс потеряет проценты на остаток, потому что деньги пришлось бы выдернуть с накопительного счета. Математика — упрямая вещь.
«Крашеные» деньги. Звучит жутковато?
А вот это вообще тема для отдельного триллера. Цифровой рубль можно «окрасить». Это называется смарт-контракты, но проще говоря — программируемые деньги.
Государство дает пособие на ребенка? Технически можно сделать так, что эти цифровые рубли пройдут в «Детском мире» или «Пятерочке», но терминал в алкомаркете их просто не увидит. Или их нельзя будет перевести другому человеку. Пока это только возможности технологии, но, зная нашу любовь к контролю... Ну вы поняли.
Что в итоге?
Цифровой рубль — это не хорошо и не плохо. Это инструмент. Как молоток. Им можно гвоздь забить, а можно по пальцу попасть.
Мой вердикт:
- Для переводов: Да, однозначно. Перекинуть деньги другу, маме, внуку — супер. Быстро, бесплатно.
- Для хранения: Нет. Инфляция сожрет всё, а процентов нет.
- Для покупок: Только если магазин дает скидку именно за оплату цифрой (а они могут, ведь экономят на эквайринге). Иначе — платите картой и забирайте свой кэшбэк.
Не дайте себя запутать. Банк вам не друг, и ЦБ тоже не благотворительный фонд. Считайте свои денежки сами.
Начать следить за финансами