Вся правда о дивидендах: гэпы, налоги и почему стратегия «купи-продай» не работает
Дивиденды — это не кнопка «Бабло»
Серьезно. Я только что допила свой остывший кофе и посчитала, сколько раз за эту неделю меня спросили: «Аня, какие акции купить, чтобы капало на жизнь и можно было не работать?». Всем хочется магии. Чтобы купил бумажку, а тебе на карту — дзынь-дзынь. Регулярно.
Но рынок — место циничное. Здесь за «дзынь-дзынь» часто приходится платить нервными клетками и просадкой портфеля. Давайте разберем 5 фактов о дивидендах, которые вы могли пропустить, пока читали заголовки про «успешный успех».
1. Магия, которая работает (но очень медленно)
Знаете, что самое скучное в инвестициях? Реинвестирование. Это когда вам приходят дивиденды, а вы не бежите покупать на них новый чехол для телефона или ужин в ресторане. Вы покупаете на них... еще акции. Звучит как тоска зеленая. Но цифры говорят другое.
Исторически около 40% всей доходности рынка (того же S&P 500) — это именно реинвестированные дивиденды. Не рост котировок, а вот это вот нудное докупание бумаг.
Мини-кейс: У меня есть клиент, назовем его Сергей. Десять лет назад он начал откладывать по 5000 рублей в дивидендные акции РФ. Дивиденды не снимал ни разу. Вообще. В прошлом году мы сели считать. Если бы он просто забирал деньги, у него было бы накоплений на подержанную иномарку. С реинвестированием (спасибо сложному проценту!) у него сейчас капитал, которого хватит на студию в Новой Москве. Вроде мелочь, а разница в миллионы.
2. Дивидендный гэп: ловушка для новичка
О, это классика. Схема в голове новичка выглядит так:
- Компания платит 10% дивидендов.
- Дата отсечки — завтра.
- Покупаю сегодня, получаю 10%, завтра продаю акции по той же цене.
- Профит!
Ребята, это так не работает. В день, когда реестр закрывается (ex-dividend date), биржа автоматически «откусывает» от цены акции размер дивиденда. Стоила акция 100 рублей, дивиденд 10 рублей? Утром она откроется по 90.
А теперь следите за руками: вы получили 10 рублей дивидендов (с которых еще налог спишут!), а ваш актив подешевел на те же 10 рублей. Вы ничего не заработали. Вы просто переложили деньги из правого кармана (акция) в левый (кэш), да еще и заплатили комиссию брокеру.
3. Аристократы и Короли
Звучит пафосно, да? На самом деле, это просто фильтр надежности.
- Аристократы — платят и повышают дивиденды 25 лет подряд.
- Короли — более 50 лет.
Это компании-танки. Им плевать на кризис доткомов, ипотечный крах 2008-го или пандемию. Они просто платят. Но тут есть подвох. Часто такие компании уже не растут бурно. Это стабильный, скучный бизнес. Если вы хотите удвоить капитал за год — вам не к «королям». Вам в венчур (и валидол не забудьте). А «аристократы» — это для тех, кто хочет спать спокойно.
4. Молчание — золото, снижение — паника
Дивиденды — это язык жестов для рынка. Представьте: компания 10 лет платила исправно. И вдруг совет директоров говорит: «В этом году не заплатим». Что думает инвестор? «Они решили вложить деньги в развитие завода»? Ха! Инвестор думает: «У них кончились деньги! Мы все умрем!». И начинает сливать акции.
Котировки падают обычно сильнее, чем размер невыплаченного дивиденда. Это психология. Поэтому стабильная выплата, пусть и копеечная — это сигнал: «Ребята, у нас все нормально, кэш есть, мы на плаву».
5. Байбэк: скрытая выгода
Сложное слово, но суть простая. Иногда компании (привет Apple и Google) думают: «Зачем раздавать деньги акционерам и заставлять их платить налоги? Лучше мы сами выкупим свои акции с рынка и уничтожим их». Что происходит? Акций становится меньше. А прибыль компании осталась той же. Значит, на каждую оставшуюся акцию теперь приходится больше прибыли. Цена растет.
Почему это круто для нас? Налоги. Когда вам приходят дивиденды, брокер сразу отщипывает налог. Когда компания делает байбэк, цена акции растет, но налог вы платите только тогда, когда сами решите продать бумаги. Хоть через 10 лет. Деньги остаются в работе дольше.
Итог: Дивиденды — это не халява. Это часть прибыли бизнеса, которую вам отдают живыми деньгами. Брать их или искать компании роста — решать вам. Главное — не пытайтесь обхитрить рынок на гэпах. Он все равно хитрее.
Начать следить за финансами