Ипотека: мертвый залог, кредиты на 100 лет и почему банк вам не друг
Мертвый залог и другие страшилки
Мертвый залог. Звучит как название дешевого триллера из девяностых. Но нет. Это просто буквальный перевод слова mortgage — ипотека по-английски. Честно говоря, когда я вчера наткнулась на эту историческую справку, чуть не поперхнулась остывшим кофе. А ведь мы реально так к ней и относимся. Как к чему-то, что высасывает жизнь. Короче. Сегодня поговорим про ипотеку. Но не про ставки ЦБ и макроэкономику (оставим это аналитикам в пиджаках). Поговорим про то, как нас пугали веками, и почему сейчас, в 2026 году, пора уже перестать дрожать перед банком.
Откуда взялся столб в огороде?
Слушайте, а вы знали, откуда вообще взялось слово «ипотека»? Древняя Греция. Афины. Шестой век до нашей эры. Если ты брал в долг, кредитор вкапывал на твоем участке здоровенный каменный столб. На нем выбивали: «Эта земля под залогом». Столб так и назывался — hypotheka. Подпорка. Удобно, да? Соседи идут мимо и видят: ага, у Васи проблемы с деньгами. Публичное унижение как стимул платить вовремя. Сейчас столбы не ставят. Сейчас делают запись в Росреестре и портят кредитную историю. Суть та же.
Сделка, которая умирает
Вернемся к «мертвому залогу». Старофранцузское mort gage. Юристы Средневековья были ребятами с весьма специфическим юмором. Залог считался мертвым, потому что сделка «умирала» в двух случаях: ты выплатил долг (ура) или перестал платить и навсегда потерял свое имущество (не ура). Знакомо, да? Этот первобытный страх потерять всё.
Был у меня клиент, назовем его Илья. Пришел бледный. На руках одобренная ипотека на 30 лет. Сумма платежа комфортная, но сама цифра «ТРИДЦАТЬ ЛЕТ» сводила его с ума. Он говорил: «Анна, я же умру раньше, чем выплачу. Это рабство». Что сделали? Сели считать. Взяли историческую инфляцию. Я показала ему, что его платеж в 60 тысяч рублей через десять лет превратится по покупательной способности в пыль. Инфляция съест долг, если зарплата будет расти хотя бы на уровень инфляции. Потом мы настроили ему автопополнение брокерского счета на 10% от дохода. Сначала подушка, потом хотелки. Результат? Илья взял квартиру. За три года его зарплата выросла на 40%, а платеж остался прежним. На брокерском счете уже лежит сумма, которой хватит на досрочное погашение трети долга. Но мы не гасим. Потому что доходность по облигациям сейчас выше, чем ставка по его старой ипотеке. Профит — около 450 тысяч рублей чистыми за счет разницы процентов. Банк вам не друг. Банк хочет заработать. Мы тоже.
Ипотека в наследство
А теперь представьте, что вы платите ипотеку, а потом ее платят ваши дети. И внуки. Дичь? А в Японии в девяностых это была норма. Выдавали кредиты сроком на 100 лет. В Швеции вообще до 2016 года можно было взять ипотеку на 105 лет. Почему японцы до этого дошли? Там в конце восьмидесятых надулся такой пузырь на рынке недвижимости, что клочок земли в Токио стоил дороже, чем весь штат Калифорния. Серьезно. Люди физически не могли купить жилье за одну жизнь. И банки придумали этот финт ушами. А потом пузырь лопнул. Цены рухнули. А долги остались. Представляете уровень депрессии? Ты платишь кредит за квартиру, которая сейчас стоит в три раза дешевле, чем стоила при твоем дедушке. Мы тут ноем про тридцатилетнюю кабалу. А кто-то буквально рождается с долгом за дедушкину двушку в Стокгольме.
Халява, которой нет
Кстати, про проценты. Есть же места, где их вообще нет. Исламский банкинг. Законы шариата строго запрещают ростовщичество. Нельзя давать деньги в рост. Казалось бы — вот он, рай! Бесплатные квартиры! Ага. Щас. Схема называется «Мурабаха». Банк не дает вам деньги. Он сам покупает квартиру, а потом перепродает ее вам в рассрочку. Но с фиксированной наценкой. То есть процентов вроде как нет, но прибыль банка уже зашита в итоговую цену. Вроде мелочь, а неприятно. Иллюзия халявы.
Недавно считали с Ирой. Она хотела купить машину. Нашла салон, который предлагал «беспроцентную рассрочку» от некоего партнерского фонда (схема, очень похожая на ту самую Мурабаху). Никаких процентов, просто фиксированная переплата. Мы открыли Excel. Проблема была в том, что базовая цена машины в этой «рассрочке» была завышена на 15%. Плюс обязательные страховки от их карманной конторы. Что сделали? Отказались от «беспроцентной» схемы. Взяли обычный, скучный автокредит под конские проценты, но выбили скидку за саму машину в 20% в другом салоне, где платили живыми деньгами банка. Результат? Ира погасила кредит за год. В рублях она сэкономила 320 тысяч по сравнению с той красивой «беспроцентной» рассрочкой. Мораль? Всегда считайте итоговую переплату. Назвать можно как угодно: наценка, комиссия, столб в огороде. Суть не меняется.
Как я сама попалась на эмоции
Сама попалась на это лет десять назад. Покупала первую студию. Денег не было. Совсем. Наскребла на первоначальный взнос, взяла ипотеку. И первые полгода реально не спала. Мне казалось, что я теперь рабыня этого бетонного куба на окраине. Что я сделала? Я начала маниакально гасить досрочно. Вкидывала каждую свободную копейку. Отказалась от отпусков, от нормальной еды. Бюджет превратился в настоящую тюрьму. И тут я поняла, что выгораю. Квартира есть, а жизни нет.
Тогда я села и пересчитала свою стратегию. Ставка у меня была смешная по нынешним меркам. А инфляция в стране уже тогда разгонялась. Я поняла, что мои сверхплатежи просто сгорают. Инфляция съест заначку, если она под матрасом, но она же съест и мой долг, если я просто буду платить по графику. Я остановила досрочку. Начала формировать нормальный инвестиционный портфель. Результат? Я вернула себе нормальную жизнь. А через пять лет продала эту студию в два раза дороже, закрыла остаток долга и еще осталась в огромном плюсе. В рублях это было около 2,5 миллионов чистой прибыли. И главное — я сохранила нервную систему.
Крепостные в залоге
Ну и напоследок. Первая ипотека в России. 1754 год. Елизавета Петровна. По инициативе графа Шувалова создают банк для дворянства. Зачем? Да потому что дворяне массово проигрывали свои имения ростовщикам. Банк давал деньги под залог усадеб и... крепостных крестьян. Под гуманные 6% годовых.
Прошло почти 300 лет. Крепостных отменили. Ставки выросли. А суть осталась. Ипотека — это инструмент. Не столб позора. Не мертвый залог. Это просто финансовый рычаг.
Ипотека — это инструмент, а не приговор
- Если у вас нет финансовой подушки — не лезьте.
- Если вы берете платеж впритык к зарплате — вы камикадзе.
- Но если вы всё посчитали, заложили риски и понимаете, как инфляция будет работать на вас — берите и не парьтесь.
Бюджет — не тюрьма. Вы не обязаны питаться дошираком 20 лет, чтобы отдать долг банку. Живите сейчас. Просто считайте цифры. А то придут и вкопают столб посреди гостиной. Шучу. Наверное.
Начать следить за финансами