Зима всё. Расходимся?

Сижу вот, смотрю на календарь. 8 февраля 2026 года. Кофе остыл, а дивидендный сезон, считай, закрыт. Ну, почти. Знаете, что самое обидное? Многие проснулись только сейчас. «Ань, а куда вложить, чтобы капнуло?» — спрашивают. А поздно. Основной поезд ушел в январе. «Лукойл», «Роснефть», «Татнефть» — эти ребята уже отстрелялись. Деньги на счетах (или уже потрачены, зная нас). Но есть нюансы. И пара возможностей.

Ловушка прошлого успеха: кейс X5

Давайте честно. Все любят глазами. Инвесторы — не исключение. Мы смотрим на прошлые цифры и думаем: «Ого, 19% годовых! Надо брать!». Вот с X5 («Пятерочка», «Перекресток») сейчас именно такая история.

После переезда в Россию (редомициляции) они вывалили на акционеров кучу денег. Сначала 19% доходности, потом еще 12% в январе этого года. Жирно? Безусловно. Но тут есть подвох. Это были накопленные долги. Деньги, которые они не могли выплатить, пока сидели за границей. Сейчас кубышка опустела. Аналитики (да и здравый смысл) говорят: дальше будет скромнее. Ориентир — 6–7% доходности весной.

Мини-кейс: «Хочу как вчера»

Пришел ко мне клиент, назовем его Сергей. Глаза горят.
— Аня, я на всю котлету беру X5! Они же по 20% платят!

Мы сели, открыли отчетность. Я показала, что выручка растет (+18,8%), но это уже обычный бизнес, а не раздача слонов. Рентабельность — штука скучная.

Что сделали: Остудили пыл. Вместо покупки «на всё» под дивиденды, взяли бумагу на долгосрок, понимая, что весной придет не 20%, а дай бог 150–180 рублей на акцию.

Результат: Сергей не разочаровался в марте и не продал акции в минус на эмоциях, когда увидел реальную цифру выплаты. Сэкономили нервы и комиссию брокера.

Одинокий воин: Мосэнерго

Если прям чешется получить выплату вот-вот, то вариант ровно один. «Мосэнерго». Совет директоров рекомендует 0,226 рубля на акцию. Текущая доходность — 8,75%. Много? Ну, учитывая, что вклады сейчас дают сопоставимые цифры, а рисков там меньше — вопрос открытый. Но если вы собираете портфель, то почему нет.

⚠️ Осторожно, грабли: Режим Т+1

Вот тут новички теряют деньги. Постоянно. Написано: «Последний день для покупки — 2 марта». Это значит, что 3 марта покупать уже бесполезно. Вы не попадете в реестр.

Как это работает: Биржа живет в будущем. Вы покупаете акцию сегодня, а владельцем вас запишут только завтра (Т+1). Чтобы получить дивиденды, акция должна быть у вас на момент закрытия реестра. Значит, сделку надо совершить минимум за один рабочий день ДО.

Мини-кейс: «Я же купил!»

Подруга (финансист, кстати, стыдоба) в прошлом году решила докупить акции под отсечку. Купила ровно в день закрытия реестра. Вечером.

  • Проблема: Дивиденды пришли всем, кроме нее. Цена акции на следующий день упала (дивидендный гэп), и она оказалась в минусе.
  • Потеря: Около 15 000 рублей упущенной прибыли просто из-за незнания регламента биржи.
  • Вывод: Видите дату отсечки? Ставьте напоминалку в телефоне на два дня раньше.

Чего ждем дальше? (Взгляд в будущее)

Зима кончилась, ждем лето. А летом у нас традиционно платят тяжеловесы.

  • Сбербанк. Тут все прозрачно, как слеза младенца. Есть правило: 50% от чистой прибыли по МСФО идет нам. Банк заработал? Мы заработали. Аналитики гадают на кофейной гуще, но цифры будут приятные.
  • Сургутнефтегаз (префы). Моя любимая лотерея. У них гигантская валютная кубышка. Курс доллара растет — кубышка переоценивается — прибыль растет — дивиденды жирные. Доллар падает — сидим на сухпайке. Смотрите на курс конца года, и всё поймете.

И последнее. Про налоги

Не забывайте, что 8,75% у «Мосэнерго» или любые другие цифры в новостях — это «грязными». Государство свой кусочек откусит сразу.

  • 13% — если вы обычный смертный.
  • 15% — если вы заработали за год больше 5 млн рублей.

Брокер сам всё удержит, вам на счет придет уже «очищенная» сумма. Просто не удивляйтесь, почему математика в уме не сходится с эсэмэской от банка.

Короче. Не ведитесь на прошлые рекорды. Считайте деньги в моменте. И ставьте напоминалки про Т+1. Серьезно.

Начать следить за финансами