Опять двадцать пять (или 5,4%)

Кофе остыл, пока я читала прогнозы Минэка. Честно говоря, новости такие... двоякие. С одной стороны, нас решили не добивать. Помните прошлый июль 2025-го? Когда цифры в платежках скакнули на 11,9%? У меня тогда соседка, тетя Валя, чуть за валерьянкой не побежала. В этом году (напоминаю, на дворе 2026-й) аппетиты поумерили. Средний рост обещают 5,4%. Вроде мелочь. Инфляция и то выше, скажете вы. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. И в вашей конкретной квитанции.

Электричество — новая роскошь?

Вот тут интересно. Тарифы растут неравномерно. Газ поднимут на 4,3%, а свет — сразу на 6%. Почему? Потому что сети не вывозят. И тут вступает в игру та самая система дифтарифов, которой нас пугали пару лет назад. Теперь она работает везде. Полноценно.

Как это выглядит на практике? Чем больше нажег — тем дороже каждый киловатт.

Кейс: «Я просто хотел теплый пол»

Недавно считали с клиентом, назовем его Игорь. У Игоря частный дом, газ он проводить не стал («дорого подключать»), зато везде постелил электрические теплые полы. В 2024-м он платил по общему тарифу и не парился. Сейчас, в 2026-м, он вылетел в третий диапазон потребления.

Итог:

  • Потребление: выше 3000 кВт·ч в месяц (зимой).
  • Тариф: вместо базовых условных 5 рублей, он платит за «излишек» по 8,5 рублей.
  • Переплата за сезон: +18 000 рублей на ровном месте.

Игорь в шоке. А ведь его предупреждали. Если вы майните, греете бассейн или просто у вас дом-термос на электричестве — 6% повышения для вас превратятся во все 15%.

За что мы платим?

Официальная версия: мы скидываемся на модернизацию. До 2030 года в трубы и провода хотят влить 4,5 триллиона рублей. Часть этих денег — наши с вами платежи. Звучит благородно. На деле это значит, что в тариф заложена «инвестиционная составляющая». Грубо говоря, мы кредитуем коммунальщиков. Надеюсь, хоть трубы перестанут рваться каждую зиму. Хотя, кого я обманываю?

«Средняя температура по больнице»

И еще один момент, который меня всегда бесит. Цифра 5,4% — это средняя по России. Федералы спускают регионам «предельный индекс». Но местные власти могут прийти в ФАС и сказать: «Ребята, у нас тут коллектор 1960 года сгнил, нам нужно поднять цены на 10%, иначе всё встанет». И ФАС часто соглашается. Так что, если в Москве повышение будет одним, то где-нибудь в Новосибирске или Омске цифра может оказаться совсем другой.

Что делать-то?

Революцию не предлагаю. Предлагаю считать.

  • 1. Проверьте счетчики. Если у вас двухтарифный (день/ночь), убедитесь, что он реально выгоднее. С новыми тарифами ночная скидка в некоторых регионах стала копеечной, а дневной тариф задрали.
  • 2. Следите за диапазонами. Если вы живете в доме с электроплитой, узнайте свои лимиты потребления. Иногда выгоднее выключить теплый пол в коридоре, чем переплатить за «лишние» 100 киловатт по конской цене.
  • 3. Оформите субсидию. Серьезно. Многие думают, что это только для пенсионеров. Но если коммуналка съедает больше 22% (а в некоторых регионах 15%) семейного бюджета — вам положен возврат.

Бюджет — не резиновый. И кормить коммунальщиков сверх меры мы не обязаны.

Начать следить за финансами