Цены на мясо и молоко в 2026: почему говядина по 770 рублей
Говядина по 770 рублей. Серьезно.
Я вчера стояла у прилавка, смотрела на этот кусок мяса и думала: мы что, золотом его кормили? А ведь еще в 2025 году брали по 535. Знакомо, да? И тут мне на глаза попадается свежая сводка из Минсельхоза. Короче, ребята, нас пытаются успокоить, но по факту готовьте кошельки.
В Новосибирской области завершили зачистку очагов пастереллеза. Звучит как термин из медицинского справочника, но суть до боли простая и грустная: коровы заболели. Сильно. И их пришлось пустить под нож. Только в одном крупном хозяйстве уничтожили 2,5 тысячи голов. А если посчитать частные подворья в Баганском, Купинском и других районах — счет идет на десятки тысяч. Вроде бы чиновники рапортуют, что все под контролем, очаги погашены, выплаты идут. Но есть нюанс.
Почему дешевого молока больше не будет?
Честно говоря, я сначала подумала: ну привезут мясо из соседнего Алтая или Омска, делов-то. А потом села считать. Логистика. Фуру гнать — это бензин, зарплата водителя, амортизация. Плюс мясо и сырое молоко — товары скоропортящиеся. Все эти транспортные расходы ложатся прямо в цену пакета молока на вашей полке. Вроде мелочь, а неприятно.
Но главное даже не это. Корова — это вам не станок на заводе, который можно купить и включить в розетку. Чтобы вырастить нормальную дойную корову с нуля, нужно почти три года. Три. Года. Теленка надо выкормить (это 14-16 месяцев до репродуктивного возраста), потом беременность еще 9 месяцев... И только после первого отела будет молоко. Разрыв производственного цикла просто колоссальный. Так что экономические последствия мы будем расхлебывать минимум до 2028-2029 года.
Был у меня клиент, Олег.
Олег любил стейки и ненавидел планировать. Когда цены на мясо поползли вверх, он просто начал тратить заначку. «Ну а че, один раз живем».
- Проблема: за два месяца слил 40 тысяч рублей чисто на еду сверх привычного лимита.
- Что сделали: сели, выпили остывший кофе и перекроили меню. Нет, мы не посадили Олега на воду и хлеб. Бюджет — не тюрьма. Мы просто заменили часть говядины на птицу, нашли оптовую базу для закупки рыбы и ввели пару «безмясных» дней в неделю ради эксперимента.
- Результат: вернули траты в норму, сэкономили 15 тысяч в первый же месяц. Потому что инфляция съест заначку, если она под матрасом. А если вы ее сами проедаете — тем более.
Кто заплатит за банкет?
А вот тут самое интересное. Знаете, сколько коров было застраховано у частников в деревнях? Ноль. Ну, почти ноль. У крупных агрохолдингов застраховано около 14% поголовья. Остальное — голые риски. Люди в селах вроде Гнедухино или Новоключи в один день потеряли свой главный актив. Возбудитель пастереллеза — хитрая дрянь. Лечить бесполезно, животное остается носителем, поэтому только сжигать.
Государство, конечно, выделяет деньги. Раздали около 76 миллионов рублей пострадавшим семьям, платят прожиточный минимум девять месяцев. Обещают возместить половину стоимости новых телят. Хотя, может я и ошибаюсь, но эти деньги — капля в море для реального восстановления хозяйства. И вот тут мы плавно переходим к нам с вами. Банк вам не друг, банк хочет заработать. Мы тоже. Супермаркет — тем более. Никто не будет продавать себе в убыток. Все издержки на сложную логистику, все потери от нерожденных телят — все это уже заложено в те самые 770 рублей за килограмм.
Недавно считали с Ирой, моей подругой.
У нее трое детей, молока уходит литрами. Услышав новости, она запаниковала и хотела набрать ультрапастеризованного на полгода вперед на кредитку.
- Проблема: заморозить кредитные деньги в коробках с молоком, переплатить проценты банку и заставить половину кухни картоном.
- Что сделали: посчитали реальную выгоду. Оказалось, если отложить эти деньги на накопительный счет под нормальный процент, доходность перекроет этот 10-процентный рост цен на молоко.
- Результат: Ира выдохнула. Сначала подушка, потом хотелки. И уж точно никаких оптовых закупок на эмоциях в кредит. Выгода — сохраненные нервы и деньги, которые работают на нее, а не киснут в кладовке.
И что со всем этим делать?
Слушайте, паниковать точно не надо. Дефицита не будет. Полки пустыми не останутся, мы не в каменном веке живем. Просто придется стать чуть умнее. Сама попалась на это пару лет назад, когда цены на яйца взлетели. Увидела ценник, психанула, купила пять десятков. Половина испортилась, потому что мы столько не едим. Выкинула в мусорку деньги. С тех пор я покупаю ровно столько, сколько нужно на неделю.
- Во-первых, пересмотрите продуктовую корзину. Если говядина бьет по карману, ищите альтернативы.
- Во-вторых, не ведитесь на акции панического спроса.
- А в-третьих, следите за своими деньгами. Никакая эпидемия коров не разрушит ваш бюджет, если у вас есть финансовая подушка и четкое понимание, куда уходят средства.
Ну вы поняли. Жизнь продолжается. Просто теперь стейк по выходным — это не просто еда, а осознанная трата. И это нормально.