Дефолты 2026: почему высокие купоны вас разорят и что покупать вместо них
Кофе остыл, а рынок закипает
Серьезно. Я смотрю на котировки и понимаю: началось. На дворе февраль 2026 года, и тот самый «идеальный шторм», которым нас пугали аналитики, перестал быть страшилкой из презентаций. Он теперь в наших портфелях.
Помните, как пару лет назад все кричали: «Берите кредиты, инфляция всё спишет!»? Ага, конечно. Сейчас компании, которые жили по этому принципу, уперлись лбом в бетонную стену. Им нужно отдавать старые долги. Прямо сейчас. Миллиарды рублей. А перекредитоваться негде. Точнее, можно, но ставки такие, что бизнес проще закрыть, чем обслуживать этот долг.
Ловушка, в которую мы сами себя загнали
Давайте честно. Мы все немного расслабились. Привыкли, что дефолт — это что-то редкое, как снег в июле. Но 2026 год расставил всё по местам. Эмитенты (это те, кто берет у нас в долг) делятся сейчас на два лагеря:
- Богатые и здоровые. У них есть доступ к деньгам, государство подкинет, если что. Это первый эшелон.
- Отчаянные. Те, кто готов платить вам 25–30% годовых, лишь бы вы дали им денег еще на полгода жизни.
И тут возникает соблазн. Видишь купон 28% и рука сама тянется к кнопке «Купить». Стоп. Уберите руку.
Кейс «Грузовики, которые не вывезли»
Недавно лопнула «Монополия». Помните таких? Красивый бренд, логистика, куча машин. Казалось бы, реальный бизнес, не крипта какая-то. Но давайте посмотрим правде в глаза.
У меня был клиент, назовем его Сергей. Он вложил в их облигации полмиллиона, потому что «ну доходность же выше вклада!». Мы с ним сели разбирать отчетность (уже постфактум, к сожалению).
— Сергей, смотри, — говорю я. — У них долгов на 14,8 млрд, а машин и оборудования всего на 7,9 млрд. Если завтра всё продать, они даже половину долга не покроют. Чем они платить собирались?
Сергей пожал плечами: «Ну они же крупные...».
Итог: дефолт. Деньги зависли, ждем реструктуризацию, которая может длиться годами. А ведь звоночки звенели давно: операционной прибыли едва хватало на проценты. Это как если бы вы получали зарплату 50 тысяч, а платеж по ипотеке был 49 тысяч. Любой чих — и вы банкрот.
Почему «флоатеры» не панацея?
Еще одна боль. В 2024–2025 годах нам продавали облигации с плавающим купоном (флоатеры) как спасательный круг. Мол, ставка ЦБ растет — и ваш доход растет. Круто? Для нас — вроде да.
А для компании? Представьте завод, который взял кредит под «плавающую» ставку. Ставка не упала. Она осталась высокой. И теперь этот завод отдает ВСЮ прибыль только на погашение процентов. Денег на развитие нет. На ремонт станков нет. «Флоатер» стал удавкой.
Куда смотреть, чтобы не остаться без штанов
Сейчас не время для экспериментов. Если вы видите, что компания предлагает доходность сильно выше рынка — это не щедрость. Это крик о помощи. Это премия за риск того, что завтра их офис опечатают.
Вот мой чек-лист на 2026 год. Простой, как три копейки:
- Кэш — король. Смотрим на свободный денежный поток (Free Cash Flow). Если он отрицательный — до свидания. Занимать, чтобы отдать долг, можно недолго.
- Долговая нагрузка. Если долг больше 3-4 годовых прибылей (EBITDA) — проходим мимо. Особенно сейчас, когда налог на прибыль вырос до 25%.
- Кто в зоне риска? Застройщики (да, даже крупные вроде «Самолета» скрипят, но вывозят за счет связей), лизинговые компании и МФО. У последних вообще бизнес-модель рушится при таких ставках.
Что делать-то?
Не паниковать. Рынок дает возможности, просто они сменили адрес. Вместо того чтобы искать приключения в мусорных облигациях (рейтинги BBB и ниже), посмотрите на надежных ребят (рейтинг АА и выше).
Да, там купон поменьше. Около 16–17%. Но! Когда (и если) ставка ЦБ пойдет вниз — например, к 12% — тело этих надежных облигаций подорожает. Вы заработаете и на купонах, и на росте цены. Итоговая доходность может быть под 25% годовых. И при этом вы будете спать спокойно, а не обновлять новости про суды и банкротства.
Резюме: 2026 год — это год жадных, но умных. Глупые и жадные уже потеряли деньги на дефолтах. Не будьте как Сергей. Читайте отчетность, а не рекламные буклеты.
Начать следить за финансами