Вы платите «налог на дурака». Даже если умный

Серьезно. Вот вы сейчас сидите, читаете это, а ваш полис ОСАГО или каско стоит на 10–15% дороже, чем должен. Не потому что инфляция (хотя и она тоже, куда без нее). А потому что где-то в Новосибирске или Москве ушлые ребята только что «нарисовали» ДТП и получили выплату.

3,2 миллиарда рублей. Столько страховые потеряли из-за фрода за неполный прошлый год. И угадайте, кто компенсирует эти убытки? Правильно. Мы с вами. Банк и страховая — не благотворительные фонды, они свои риски закладывают в тариф.

Сегодня 20 февраля 2026 года, и я расскажу, как нас разводят. И главное — как не попасть под раздачу.

Схема 1. «Киберпанк», который мы заслужили

Раньше мошенники брали молоток и били фару. Грубо. Грязно. Теперь они эстеты. Сидят в коворкинге, пьют смузи и... генерируют повреждения.

Как это работает? Вы оформляете выплату через приложение. Нужно фото машины. Мошенник берет фото целого авто, загоняет в нейросеть, и через минуту у него на снимке — реалистичная вмятина на крыле. Страховые в шоке. Им теперь тоже приходится внедрять ИИ, чтобы отличать реальное фото от дипфейка. Война роботов, честное слово. А пока они воюют, тарифы растут.

Схема 2. «Платный трафик» (Звучит как маркетинг, но нет)

Представьте: глухая пробка. Все ползут. Вдруг — бац! Цепная авария. Три машины, такси, курьер. Вы думаете: «Ну бывает, город». А на деле это спектакль.

Все участники — свои. Машины «заряжены» под списание, водители в доле, сервис, куда поедут чиниться — тоже «свой» и выставит счет на миллион. Честному водителю тут бояться особо нечего, если вы не попали в этот «сэндвич» случайно. Но именно такие схемы выкачивают миллиарды из системы.

Схема 3. Классика на круге (Вот тут опасно!)

А вот это касается каждого.

Мини-кейс: «Я же ехал прямо!»

Был у меня клиент, назовем его Олег. Водитель со стажем 20 лет. Едет по кругу, нужно съехать. Он включает поворотник, начинает перестраиваться из среднего ряда на съезд (нарушение, но так делают все). В этот момент в него намеренно ускоряется старенькая иномарка, которая ехала по внешнему кольцу. Удар.

Итог:

  • Олег виноват (по ПДД не поспоришь).
  • У «пострадавшего» — полмашины под замену (хотя там царапина).
  • У Олега повышающий коэффициент на следующий год такой, что хоть машину продавай.

Мошенники специально дежурят на кругах. Они знают слепые зоны и знают, что мы ленимся перестраиваться заранее.

Совет Анны: На кругах будьте параноиками. Съезжаем только с крайнего правого. Всегда.

Схема 4. Фантики вместо полисов

Вы гуглите «ОСАГО дешево». Находите сайт-агрегатор. Дизайн — один в один как у известного бренда. Цена — сказка, на 3000 дешевле, чем везде. Покупаете. Вам на почту приходит красивый PDF. А через месяц вас останавливает ГИБДД. И выясняется, что полиса в базе нет. Или он есть, но оформлен на мопед в деревне Кукуево, чтобы снизить коэффициент.

История Лены

Лена «сэкономила» 4000 рублей. Попала в мелкое ДТП (виновата она). Думала, страховая покроет.

Результат:

  • Полиса нет (деньги ушли мошенникам).
  • Ремонт чужой машины — 150 000 рублей из своего кармана.
  • Штраф за езду без страховки.

Скупой платит дважды? Нет, в случае с авто — трижды.

Свет в конце туннеля (или прожектор допроса?)

В этом, 2026 году, страховщики наконец-то объединяются. Запускают единую базу данных (антифрод-систему). Если вы (или ваша машина) засветились в странных схемах в одной компании, об этом узнают все.

Что это значит для нас, честных ребят?

  • Плюс: В теории, цена полиса должна перестать расти как на дрожжах. «Налог на мошенника» снизится.
  • Минус: Любая ошибка в документах, любое расхождение данных будет трактоваться против вас. Система станет жестче.

Что делать прямо сейчас?

  • Видеорегистратор — мастхэв. Желательно такой, который пишет и сзади. Это единственное спасение от автоподстав.
  • Покупайте полисы только на официальных сайтах или в приложениях банков. Никаких «посредников в ватсапе».
  • Не ведитесь на «помощь юристов» на месте ДТП. Если к вам сразу подбегает человек и предлагает выкупить долг страховой («Деньги сразу, а мы сами потом разберемся») — бегите. Это схема, из-за которой вы потом еще и должны останетесь.

Берегите себя и свои деньги. И пусть ваш полис вам никогда не пригодится.

Начать следить за финансами