Банкротство в 2026: Списание долгов или финансовое самоубийство? Честный разбор
Сижу, пью кофе. Остыл уже, гадость редкостная. Но допить надо, как и дописать этот текст. В личку снова прилетел вопрос: «Ань, у меня долг 350 тысяч, коллекторы звонят, может, ну его? Подам на банкротство?». И тут меня бомбануло. Серьезно.
Ребята, давайте снимем розовые очки. Из каждого утюга нам кричат: «Спишем долги! Законно! Свобода!». Но никто не говорит мелким шрифтом, что банкротство — это не «обнулился и пошел», а жесткая хирургическая операция. Иногда с ампутацией.
Сейчас 2026 год. Правила ужесточились. Я собрала для вас реальную картину — без успешного успеха и юридической зауми. Только мясо.
1. Это дорого. Очень
Парадокс, да? Чтобы признать себя нищим, нужны деньги. Много денег. Считаем на салфетке:
- Госпошлина и депозит — мелочи.
- Услуги финуправляющего — официально 25 000 ₽. Но за эти деньги никто работать не будет. Реально просят больше.
- Юристы (те самые, что обещают «свободу») — от 150 000 до 200 000 ₽.
Итого: выложить придется около 200 тысяч.
Кейс из жизни
Был у меня клиент, назовем его Паша. Долг — 320 000 ₽. Хотел банкротиться. Мы сели, посчитали расходы на процедуру — вышло 180 000 ₽.
Вопрос: какой смысл тратить 180к, получать клеймо на всю жизнь, чтобы списать 320к?
Что сделали: Договорились с банком о реструктуризации, Паша взял подработку курьером. За год закрыл долг. Без судов.
2. Жизнь на «минималках»
Вот это самый жесткий момент, о котором все забывают. Как только суд признает вас банкротом (еще до списания долгов), ваши карты блокируются. Ими рулит дядя — финансовый управляющий. Вам на жизнь выдают прожиточный минимум. На вас и на детей (если есть).
Всё, что вы заработали сверху — уходит в счет погашения долга. Привыкли пить латте по утрам? Забудьте. Получаете 100 тысяч зарплаты? На руки дадут 16-20 тысяч (зависит от региона), остальное — банку. И так полгода. Готовы голодать?
3. «Я перепишу машину на брата» — не прокатит
Многие думают, что они хитрее системы. Типа, сейчас скину квартиру на маму, дачу на жену, машину продам другу за копейки — и пойду банкротиться «голым». Ага, щас. Финансовый управляющий отматывает ваши сделки на 3 года назад. Иногда и на 10 лет, если заподозрит мухлеж.
Грустная история Ирины
Ира за полгода до банкротства подарила сыну свою «Тойоту». Ну, чтобы не отобрали.
Что случилось: Суд признал сделку недействительной. Машину у сына забрали, продали с торгов, деньги отдали банку. Ира осталась и без машины, и с испорченными отношениями с сыном. А еще суд мог вообще не списать долги, потому что это — недобросовестное поведение.
4. Семья тоже платит
Если вы в браке, ваш супруг попал. Всё, что нажито в браке — общее. Если у вас есть гараж, купленный в браке, его продадут. Половину денег вернут жене/мужу, половину заберут за долги. Но гаража-то больше нет!
5. Клеймо на лбу
Банкротство заканчивается, а последствия остаются.
- 5 лет вы обязаны сообщать всем банкам, что вы банкрот, если берете кредит. Спойлер: кредит вам вряд ли дадут. Ипотеку? Забудьте лет на 5–7 точно.
- 3 года нельзя быть директором фирмы. В начальники не выбьешься.
- ИП закрывают автоматом. И открыть новое нельзя 5 лет.
Когда это реально нужно?
Я не говорю, что банкротство — это зло. Это инструмент. Как скальпель. Им можно спасти жизнь, а можно порезаться.
Идите в суд, если:
- Долг реально огромный (больше 500 000 ₽, а лучше — под миллион).
- Взять денег неоткуда. Совсем. Работы нет, активов нет.
- Терять нечего (единственное жилье не заберут, если это не роскошный особняк и не ипотека).
Но если у вас долг 200–300 тысяч, есть руки, ноги и голова — не лезьте в эту петлю. Банк вам не друг, он хочет заработать. Мы с вами тоже хотим заработать. Так давайте зарабатывать и закрывать долги, а не искать халяву там, где её нет.
В общем, считайте цифры, а не слушайте сладкие обещания юристов. Бюджет — не тюрьма, но банкротство может ей стать.
Начать следить за финансами