Кофе остыл, а налоги — нет

Слушайте, я тут глянула на календарь. 27 февраля 2026 года. Вроде обычная пятница, но в воздухе пахнет... отчетностью. Помните, как весь 2025 год нам рассказывали про «справедливую налоговую систему»? Ну, ту самую реформу. Тогда это казалось чем-то далеким. А сейчас — бац! — и мы внутри этой реальности. И, честно говоря, реальность кусается. Я тут села, посчитала и поняла: именно 2026-й станет годом, когда мы физически почувствуем разницу в кошельках. Где-то прибудет, а где-то (и это обиднее всего) убудет. Давайте без официоза. Что нам с этим делать?

1. «Семейный кешбэк»: аттракцион невиданной щедрости (с нюансом)

Многие мои клиенты реально думали, что если у них двое детей, то в 2025 году они просто будут получать на карту больше денег. Типа, налог же снизили до 6%? Ага, щас. Государство работает не так. С вас весь прошлый год драли честные 13%. А вот теперь, в 2026-м, вам разрешили попросить сдачу.

В чем подвох? Деньги не придут сами. Нужно идти в Социальный фонд или на Госуслуги и писать заявление на эту самую «семейную налоговую выплату».

Мини-кейс: Звонит мне на днях Лена. У нее двое школьников, зарплата средняя. Говорит: «Ань, я думала, мне бухгалтер все начислит». Нет, Лена. Бухгалтер спит спокойно. Это твоя задача — подать заявление и вернуть разницу в 7%. За год набегает приличная сумма, кстати. Можно и в отпуск съездить. Если не поленишься документы собрать.

2. Осенний «нежданчик» для фрилансеров

Вот тут будет больно. Серьезно. Вспомним прогрессивную шкалу. Если вы заработали больше 2,4 млн рублей за год, налог растет. Если вы сидите в одном офисе на зарплате — за вас все решил работодатель. Но если вы крутитесь? Днем в офисе, вечером — проект на фрилансе, плюс квартиру бабушкину сдаете? Каждый ваш работодатель в 2025-м удерживал 13%. Они же не знают друг о друге. А ФНС знает. Всё знает.

Что будет: Сейчас налоговая сводит дебет с кредитом. И где-то к сентябрю-октябрю 2026 года многим прилетит Сводное налоговое уведомление.

Пример из жизни: У меня есть знакомый дизайнер, Игорь. Пашет как проклятый. В штате получает 180 тысяч, плюс леваки. В сумме за 2025 год вышло около 3,5 млн. Он доволен, купил машину.

Я ему говорю: «Игорек, отложи тысяч 50–60 на осень». Он смеется. А зря. Налоговая пересчитает его доходы, увидит превышение лимита в 2,4 млн и попросит доплатить разницу между 13% и 15% с «хвостика». И это придется выложить из кармана одной суммой.

3. Почему молоко подорожало?

Вы заметили, что цены опять скакнули? Не на всё, но ощутимо. Тут простая математика. С 2025 года налог на прибыль для компаний подняли с 20% до 25%. Бизнес — не благотворительный фонд. Банк нам не друг, и магазин тоже. Они просто заложили эти 5% разницы в цену товаров. И вот сейчас, в 2026-м, когда старые запасы распроданы, а новые контракты подписаны, мы видим этот «налог» на ценниках. Инфляционное эхо, так сказать. Так что, когда видите дорогой сыр — передавайте привет налоговой реформе.

4. Хоть какая-то радость: вычеты

Ладно, хватит о грустном. Есть и плюшки. Лимиты на вычеты подняли, и вот сейчас, в 2026-м, мы наконец-то можем этим воспользоваться, подавая декларацию за 2025-й.

  • На себя (лечение, обучение, спорт) — лимит 150 000 руб. (вернуть можно 19 500 руб.).
  • На обучение ребенка — 110 000 руб. (вернуть можно 14 300 руб.).

Как это работает: Недавно считали с клиенткой, Ольгой. Она в прошлом году ставила брекеты (дорого, жуть) и оплачивала курсы английского сыну. Раньше она бы уперлась в старый лимит и потеряла часть денег. А сейчас мы заполнили 3-НДФЛ и вытащили из бюджета почти 34 тысячи рублей. Мелочь? Ну, как сказать. Это пара хороших ужинов или часть страховки на машину. Деньги на дороге не валяются.

5. Цифровой рубль: будущее наступило

И последнее. Цифровой рубль. В 2026-м это уже не эксперимент для гиков. Государство всерьез переводит бюджетные выплаты на «цифру». Пенсии, пособия — всё идет туда. Прозрачность полная. Каждая копейка помечена. Хорошо это или плохо? С одной стороны, деньги не потеряются. С другой — спрятать «заначку» от всевидящего ока становится всё сложнее. Если вы получаете пособия, привыкайте: наличка уходит в прошлое.

Что в итоге?

2026 год — это год расплаты. В прямом смысле.

1. Проверьте свои доходы за прошлый год. Если там больше 2,4 млн — начните откладывать на налог уже сейчас.
2. Соберите чеки на лечение и обучение. Заберите свои 13%.
3. Подайте заявление на «семейную выплату», если проходите по критериям.

И главное — не паникуйте. Бюджет не тюрьма, но он любит счет. Особенно теперь.

Начать следить за финансами