Почему малый бизнес закрывается в 2026 году и что делать
Слушайте, сижу сейчас, пью свой давно остывший капучино и читаю свежий отчет от «Опоры России» и Forbes. Знаете, волосы немного шевелятся. 76,5% предпринимателей говорят, что все плохо. Очень плохо. Почти 70% зафиксировали падение выручки в начале 2026 года. А ведь мы с вами понимаем, что статистика часто сглаживает углы. В реальности на местах люди просто воют. И тут я поняла, что надо об этом поговорить. Нормальным языком. Без умных графиков и макроэкономической шелухи.
Что вообще происходит и почему все плачут?
Вроде мелочь, а неприятно. Хотя кого я обманываю? Какая тут мелочь. С 2025 года нам выкатили НДС на упрощенке. Порог слетел с 60 до 20 миллионов рублей. Для микробизнеса это приговор. Представьте картину. Вы продаете запчасти или держите небольшую кафешку. Оборот 25 миллионов в год. Раньше вы платили свои 6% и спали спокойно. А теперь здрасьте — платите НДС. И цены на сырье выросли у всех поставщиков, потому что налог на прибыль тоже скакнул до 25%. По цепочке подорожало вообще все.
Был у меня клиент, Олег. Держит автосервис.
- Проблема: Прибегает в январе с круглыми глазами. Запчасти подорожали на 30%, аренда выросла, а тут еще и порог по УСН пробили. Прибыль ушла в жесткий минус. Бизнес стал съедать сам себя.
- Что сделали: Сели считать. Цифры отрезвляют лучше холодной воды. Перевели часть услуг (где не нужны дорогие запчасти, типа шиномонтажа и компьютерной диагностики) на АУСН (автоматизированную упрощенку). А трех механиков, которые работали, скажем так, не совсем в белую, легализовали как самозанятых, сдав им в аренду посты.
- Результат: Вытащили бизнес из убытка, сэкономили на налогах 450 000 рублей за квартал. И спим спокойно.
Кредиты под 30%? А оно нам надо?
Честно говоря, меня трясет, когда я вижу рекламу кредитов для малого бизнеса. Ставка ЦБ 21%. Коммерческие кредиты улетели в стратосферу — 25-30% годовых. Знакомо, да? Берешь деньги на закупку товара, а отдаешь банку всю свою маржу. Банк вам не друг, банк хочет заработать. Мы тоже. Но брать деньги под 30% — это финансовое самоубийство. Долг съедает рентабельность быстрее, чем вы успеваете сказать слово «кассовый разрыв».
Недавно считали с Ирой. Она торгует женской одеждой на маркетплейсах.
- Проблема: Wildberries задрал комиссии до небес, логистика подорожала. Ира брала оборотные кредиты под 26%, чтобы закупать новые коллекции. В итоге работала ради работы. Выручка 15 миллионов, а в кармане ноль. Усталость адская, денег нет.
- Что сделали: Жестко порезали ассортимент. Убрали все неликвидные позиции. Вытащили остатки денег из оборота и отказались от новых кредитов вообще. Да, оборот упал почти в два раза. Эго пострадало.
- Результат: Чистая прибыль выросла на 120 000 рублей в месяц, потому что перестали кормить банк процентами. Бюджет — не тюрьма, это инструмент выживания. Лучше продавать меньше, но класть деньги в свой карман.
Кадровый голод и зарплаты в космосе
А ведь есть еще одна беда. Работать некому. Серьезно. Безработица ниже 2,4%. Курьеры зарабатывают больше инженеров и бухгалтеров. Чтобы удержать мастера в бьюти-салоне или слесаря, нужно платить столько, что экономика предприятия просто трещит по швам. Фонд оплаты труда пухнет, а выручка падает, потому что клиенты тоже стали беднее. Прогрессивная шкала НДФЛ откусила кусок от зарплат среднего класса. Куда люди перестали ходить в первую очередь? Правильно. На ноготочки, в рестораны и на платные ТО.
Кстати, про самозанятость. Вы заметили, как резко сократилось число ИП? Зато самозанятых уже больше 11 миллионов. Платишь свои 4-6%, никаких обязательных страховых взносов, никакого НДС. Лепота. Массовый переток туда — это глобальная перестройка всего рынка услуг.
Опасные игры с государством
Многие сейчас от отчаяния кинулись в дробление бизнеса. Типа, открою ИП на жену, тещу и кота, чтобы не платить НДС и остаться на патенте. Ребята, нас пытаются напугать, но по факту... налоговая видит все. У них давно работают алгоритмы. Теневые схемы снижают риски ровно до момента первой проверки. А штрафы сейчас такие, что без штанов останетесь.
Сама чуть не попалась на это пару лет назад, когда консультировала одну сеть кофеен.
- Проблема: Владелец хотел раздробить 5 точек на пять разных ИП, чтобы обойти лимиты.
- Что сделали: Я категорически запретила. Мы пересчитали финмодель. Оказалось, что если поднять цены на кофе всего на 15% и ввести умную программу лояльности, отток клиентов будет минимальным, а выручка покроет новые налоги.
- Результат: Сохранили единую структуру. Заплатили на 800 000 рублей больше налогов за год, но избежали доначислений и штрафа в 5 миллионов за дробление. Сначала подушка безопасности и легальность, потом хотелки.
Что делать прямо сейчас?
Ну вы поняли. Времена травоядного бизнеса закончились. Выживут те, кто умеет считать каждую копейку.
Многие предприниматели жалуются, что инфляция съедает прибыль. Да, инфляция съест заначку, если она лежит мертвым грузом под матрасом или на расчетном счете без процентов. Используйте короткие депозиты, овернайты, заставляйте свободные деньги работать каждую ночь.
Не бойтесь поднимать цены. Да, 82% бизнеса уже это сделали. Если вы тянете до последнего, работая в минус — вы просто спонсируете своих клиентов за свой счет. А оно вам надо?
Не бойтесь резать косты. И ради всего святого, перестаньте брать кредиты под бешеные проценты, надеясь на чудо. Чуда не будет. Будет только ежемесячный платеж. Считайте цифры. Диверсифицируйте каналы продаж. Прорвемся. Но только если включим голову.
Начать следить за финансами