Какую квартиру выгодно сдавать: 5 неочевидных правил
Налила себе кофе, он уже остыл, пока я листала ленту. И знаете что? Меня дико бесят эти сладкие сказки про пассивный доход. «Купи студию, сдавай и живи на проценты». Ага. Щаз.
Честно говоря, арендный бизнес — это вообще не про пассив. Это работа. Полноценная, нервная и требующая холодного расчета. И если вы в нее вписываетесь в нашем 2026 году, забудьте всё, чему вас учили статьи из нулевых. Метро рядом — это круто, да. Нейтральные обои — тоже. Но на этом далеко не уедешь. Короче, давайте снимем розовые очки. Я собрала пять реально неочевидных штук, которые делают из обычного бетона нормальный актив.
Но перед тем как мы начнем, давайте вспомним базу. Сначала подушка, потом хотелки. Если у вас нет заначки на полгода жизни, даже не думайте брать ипотеку под сдачу. Инфляция съест заначку, если она под матрасом, это правда. Но если арендатор съедет, а вам нечем платить банку — вы потеряете всё. Банк вам не друг, банк хочет заработать. Мы тоже. Поэтому считаем каждый рубль.
Зачем переплачивать за вид из окна?
Все хотят средние этажи. И застройщики это знают, поэтому лупят цену. Первый и последний этажи обычно отдают с дисконтом процентов в 10-15. И тут начинается магия математики. Когда вы сдаете квартиру, арендатору, по большому счету, плевать, какой там этаж, если внутри чисто, тепло и не дует из щелей. Ну, скинете вы ему 2-3% от рыночной ставки. А купили-то вы квартиру на 15% дешевле! Математическая окупаемость (ROI) взлетает. Вроде мелочь, а неприятно... точнее, очень даже приятно для вашего кошелька.
Кейс: Как мы с Ирой купили «неликвид»
Была у меня клиентка Ира. Искала однушку под сдачу. Бюджет трещал по швам.
- Проблема: Денег хватало только на убитую хрущевку на пятом этаже без лифта или на нормальную квартиру, но на первом, прямо над подвалом. Ира плакала, что первый этаж никто не снимет.
- Что сделали: Взяли первый этаж. Выбили скидку в 12% у продавца (он сам верил, что продает неликвид). На сэкономленные деньги поставили крутые стеклопакеты, чтобы не было шумно, и теплый пол, чтобы не тянуло из подвала.
- Результат: Сдали за 3 дня. Арендатор — курьер, которому первый этаж вообще в кайф, не надо таскать велосипед по лестницам. Ира получает 45 000 рублей чистыми в месяц, хотя по ее первоначальному плану светило максимум 38 000. Окупаемость вышла на 2 года быстрее.
Пустите в дом кота (и заработайте на этом)
Знакомо, да? «Сдам только славянам, без детей, без животных, без вредных привычек, желательно чтобы вообще не дышали». Слушайте, ну это бред. По статистике, у 60% нормальных, платежеспособных людей есть кот или небольшая собака. И 80% арендодателей шлют их лесом. А оно нам надо? Мы же хотим заработать.
Делаете антивандальный ремонт. На пол — кварцвинил. Ему вообще всё равно на когти, лужи и пролитое вино. На стены — моющуюся краску. Никаких обоев, которые можно эффектно драть по ночам. Всё.
И пишете в объявлении заветное: «Pet-friendly». Вы тут же можете накидывать 10-15% к цене. Люди с животными замучились искать жилье. Они заплатят. И, что самое главное, они не съедут через полгода. Им просто некуда идти на этом рынке невротиков-арендодателей.
Итальянская плитка — деньги на ветер
Ремонт для сдачи и ремонт для себя — это две разные вселенные. Недавно считали с одним товарищем его экономику.
- Проблема: Человек вбухал 3 миллиона в ремонт евродвушки в обычном спальнике. Положил паркет, купил дорогущую итальянскую кухню. И не мог сдать ее за 80 тысяч, потому что рынок в том районе — 55.
- Что сделали: Ничего мы уже не сделали. Плакали вместе.
- Результат: Он сдает ее за 60 тысяч, скрипя зубами, и молится, чтобы жильцы не поцарапали паркет. Окупаемость ремонта — никогда.
Вывод простой. Арендатору эконом- и комфорт-класса не нужен ваш паркет. Ему нужно, чтобы он зашел с одним чемоданом и начал жить. Это называется «тапочный формат».
Купите дешевую кухню, но поставьте микроволновку. Повесьте роутер. Купите гладильную доску, сушилку, посуду. Квартиры, где есть базовые ложки и вилки, улетают в 2-3 раза быстрее. Бюджет — не тюрьма, но тратить его надо умно. Лучше скандинавский минимализм за копейки и полная бытовая комплектация, чем золотые унитазы в пустой квартире.
Стол важнее телевизора
А ведь многие до сих пор ставят в квартиры огромные плазмы. Зачем? Сейчас 2026 год. Половина адекватных арендаторов — удаленщики, айтишники, фрилансеры. Это самая надежная аудитория. Они платят вовремя, редко устраивают дебоши и вообще сидят тихо, кодя свои коды.
Что им нужно? Нормальный рабочий стол. Не кухонный, где пахнет борщом и липнет клеенка, а нормальный. Удобное эргономичное кресло. И розетки. Много розеток. Даже если у вас крошечная студия, выкиньте бестолковое кресло-мешок и впихните туда рабочую зону. Это магнит для тех, кто готов платить больше за свой комфорт. Серьезно.
Почему я разлюбила новостройки
Раньше как было? Купил на этапе котлована, подождал два года, сдал. Профит. Но сейчас разрыв цен между котлованом и вторичкой просто космос. Искать строящийся ЖК ради аренды — это закапывать деньги в надежде на чудо.
Секрет в том, чтобы брать «вчерашние новостройки». Дома, которым 3-7 лет.
- Во-первых, вы получаете деньги с первого дня. Купил, отмыл, сдал.
- Во-вторых, соседи уже закончили сверлить. Никто не будет требовать скидку за то, что в 8 утра за стеной работает перфоратор.
- В-третьих, там уже есть инфраструктура. Открылись кофейни, пункты выдачи, проложили нормальный асфальт вместо строительной грязи.
Кейс: Сама попалась на это...
Да, я тоже косячила.
- Проблема: Вложилась в стройку, думала, сдам дороже, дом-то новый, красивый.
- Что сделали: Ждала ключи полтора года. Потом еще полгода дом был похож на филиал ада. Арендаторы бежали оттуда из-за строительной пыли в подъезде и бесконечного шума ремонтов.
- Результат: Пришлось сдавать за копейки. Потеряла около 400 000 рублей недополученной прибыли за время простоя и скидок. Теперь беру только готовую свежую вторичку.
Ну вы поняли. Если вы решили стать лендлордом, будьте прагматичны. Забудьте про свои эстетические вкусы. Думайте как арендатор с собакой, который работает из дома и хочет просто бросить чемодан, заварить чай и открыть ноутбук. Хотя, может я и ошибаюсь, но цифры и мой банковский счет говорят об обратном.
Считайте свои деньги. И не кормите иллюзии.
Начать следить за финансами