Правило 50/30/20: почему красивая схема не работает и как её починить?
Сижу, смотрю на цифры. Кофе остыл. Опять. В интернете снова вирусится правило «50/30/20». Если кто в танке: это когда вы делите доход на три кучки. 50% — обязаловка (жилье, еда), 30% — радости жизни (кафе, кино, подписки), 20% — будущее (накопления, долги). Красиво? Безусловно. Работает? Ну, как сказать.
Часто ко мне приходят клиенты с глазами по пять копеек: «Анна, я пытаюсь жить по этой схеме, но у меня депрессия и долги». Давайте разбираться, где тут собака зарыта и почему эту священную корову финграмотности пора отправить на скотобойню. Или хотя бы к ветеринару.
Откуда ноги растут
Вообще, это придумала не инста-блогерша, а Элизабет Уоррен. Да-да, сенатор США. Еще в 2005 году. Книга называлась «All Your Worth». И писалась она для американского среднего класса, чтобы вытащить людей из долговой ямы. Не для того, чтобы вы стали миллионером за год. А чтобы просто перестали тонуть.
Ошибка №1. Вы делите шкуру неубитого медведя
Классика жанра. Человек получает оклад, скажем, 100 000 рублей «грязными». И радостно считает: «Ага, 20 тысяч я отложу». Стоп. На карту-то падает 87 000 (после НДФЛ). Если вы попытаетесь отложить 20 тысяч от «грязной» суммы, вы откусите кусок у своей же еды.
Считать проценты нужно только от того, что реально звякнуло в смс-ке от банка. Net Income. Точка. Все остальное — фантики.
Ошибка №2. Жизнь в большом городе
Вот тут начинается самое больное. 50% на нужды. Вы цены на аренду видели? А коммуналку? Если вы живете в мегаполисе, 50% бюджета может улетать только на съем квартиры. А еще надо что-то есть и на чем-то ездить.
Кейс из практики
Недавно считали бюджет с Леной. Зарплата — 120 000. Аренда однушки — 60 000. Всё. Половины нет. По классическому правилу 50/30/20 Лена должна была перестать есть. Или телепортироваться на работу бесплатно. Она пыталась урезать еду, чтобы влезть в эти проклятые 50%. Итог? Срывы, заказ пиццы на кредитку и чувство вины.
Что мы сделали: Мы плюнули на классику. И пересобрали формулу под реалии 2026 года. Сделали 70/20/10.
- 70% — Нужды (Жилье + еда + проезд). Да, много. Но это честно.
- 20% — Накопления. Эту часть мы решили не трогать. Это святое.
- 10% — Хотелки. Пришлось урезать кафешки. Жестко? Да. Но зато без долгов.
Результат: Через три месяца Лена закрыла мелкую кредитку и впервые за год не занимала «до зарплаты».
Иерархия тех самых 20%
Многие думают, что 20% — это просто «в копилку». Нет. Тут есть жесткий порядок. Если у вас висит долг по кредитке под 30% годовых, а вы несете деньги на вклад под 15% — вы теряете деньги. Банк на вас зарабатывает. Порядок такой:
- 1. Токсичные долги. Кредитки, микрозаймы. Гасим пожар.
- 2. Подушка безопасности. 3–6 месяцев жизни. Чтобы, если уволят, не бежать за новым кредитом.
- 3. Инвестиции и крупные цели. Только когда закрыты пункты 1 и 2.
Главный лайфхак: Плати себе первому
Знаете, почему копить трудно? Потому что мы делаем это по остаточному принципу. Получили ЗП -> Раздали долги -> Купили еду -> Сходили в бар -> «Ой, ничего не осталось».
Надо наоборот. Получили ЗП -> Сразу 20% на отдельный счет -> Живем на остальное.
Психика удивительно адаптивна. Если денег на карте нет, вы не купите этот лишний кофе. А если они там лежат и подмигивают — обязательно потратите.
Короче, правило 50/30/20 — это не догма. Это база, которую надо крутить под себя. Главное — не врать себе в цифрах. А кофе я все-таки подогрею.
Начать следить за финансами